Когда Елизавете исполнилось время родить, и родственники, и соседи сорадовались радости, которая переполняла ее, и в восьмой день собрались у нее дома, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом (Лев. 12:3) обряд обрезания. Через этот обряд новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-нибудь из старших родственников, поэтому не могло не вызвать всеобщего недоумения желание матери назвать своего сына Иоанном.
Композиция «Рождество св. Иоанна Предтечи» впервые зафиксирована на фресках Софийской церкви в Охриде (середина XI века), а также на миниатюрах второй половины XI века. В средне- и поздневизантийскую эпоху изображение Рождества Иоанна Предтечи стало центральным в цикле детства Иоанна Предтечи. Основа композиции – изображение ложа с возлежащей праведной Елисаветой – восходит к иконографии «Рождества», заимствованной христианами из античных типологических циклов в эпоху поздней античности. При адаптировании традиционной схемы к предтеченскому циклу в нее был включен дополнительный эпизод – «Наречение имени Иоанна Захарией», иконография которого известна c IV века и впервые встречается в скульптуре Латеранского саркофага (IV век, Латеранский музей, Рим).