Понедельник, 06.05.2024, 00:42Приветствую Вас Гость | RSS
Евангелие в искусстве
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Форма входа

» Меню сайта

» Категории раздела
Предвечное рождение и воплощение Сына Божия [6]
Зачатие Предтечи Христова Иоанна [1]
Благовещение Пресвятой Девы Марии [1]
Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой [1]
Рождество Святого Иоанна Крестителя [2]
Родословие Господа Иисуса Христа по плоти [1]
Рождество Христово [4]
Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения [1]
Обстоятельства времени Рождества Христова [0]
Поклонение волхвов [1]
Бегство в Египет и избиение младенцев [1]
Обрезание и Сретение Господне [0]
Отрочество Иисуса Христа [1]
Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе [1]
Крещение Господа Иисуса Христа [0]
Сорокадневный пост и искушение от дьявола [1]
Первые ученики Христовы [1]
Первое чудо на браке в Кане Галилейской [0]
Изгнание торгующих из Храма [1]
Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом [1]
Последнее свидетельство Иоанна Крестителя [0]
Заключение Св. Иоанна в темницу [0]
Беседа с Самарянкой [0]
Прибытие в Галилею и начало Проповеди [0]
Исцеление сына Царедворца [0]
Призвание рыбаков [0]
Исцеление бесноватого в Капернауме [0]
Исцеление тещи Петровой [0]
Проповедь в Галилее [0]
Проповедь в синагоге Назарета [1]
Исцеление прокаженного [0]
Исцеление расслабленного в Капернауме [0]
Призвание Матфея [0]
Исцеление расслабленного у овечьей купели [0]
О равенстве Отца и Сына [0]
Срывание колосьев в субботу [0]
Исцеление сухорукого [0]
Господь избегает известности [0]
Избрание Апостолов [0]
Нагорная проповедь [1]
Заповеди блаженства [0]
Свет мира [0]
Две меры праведности [0]
Главное — угождать Богу [0]
Молитва «Отче наш» [0]
Вечное сокровище. Не осуждать. Постоянство в молитве [0]
Узкий путь. О ложных пророках [0]
Исцеление прокаженного [0]
Исцеление слуги капернаумского сотника [0]
Воскрешение сына Наинской вдовы [0]
Посольство от Иоанна Предтечи [0]
Обличение нечестивых городов [0]
Прощение грешницы в доме Симона-фарисея [0]
Исцеление бесноватого и обличение фарисеев. [0]
Ответ Господа искавшим знамения от Него [0]
Женщина прославляет Матерь Христову [0]
Притча о сеятеле [1]
Притча о плевелах [0]
Притча о невидимо растущем семени [0]
Притча о зерне горчичном [0]
Притча о закваске [0]
Притча о сокровище, скрытом в поле [0]
Притча о драгоценной жемчужине [0]
Притча о неводе, закинутом в море [0]
Притча о хозяине, хранящем новое и старое [0]
Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним [0]
Укрощение бури [0]
Изгнание легиона бесов [0]
Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира [0]
Исцеление двух слепцов [0]
Вторичное посещение Назарета [0]
Жатвы много, тружеников — мало [0]
Христос посылает Апостолов на проповедь. [0]
Усекновение головы Иоанна Крестителя. [0]
Чудесное насыщение пяти тысяч человек [0]
Хождение Господа по водам [0]
Беседа о хлебе небесном [0]
Обличение фарисейских преданий [0]
Исцеление дочери хананеянки [0]
Исцеление глухого косноязычного [0]
Чудесное насыщение четырех тысяч человек [0]
Обличение фарисеев, просивших знамения [0]
Исцеление слепого в Вифсаиде [0]
Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим [0]
Господь предрекает Свою смерть и воскресение [0]
Преображение Господне [0]
Исцеление бесноватого отрока [0]
Чудесная уплата церковной подати [0]
Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном [0]
Именем Христовым творились чудеса [0]
Учение о борьбе с соблазнами [0]
Притча о заблудшей овце [0]
Притча о немилосердном должнике [0]
Христос идет на праздник в Иерусалим [0]
Самаряне не принимают Христа [0]
Послание на проповедь 70 учеников [0]
Господь на празднике Кущей [0]
Суд над прелюбодеицей [0]
Беседа с иудеями в храме [0]
Исцеление слепорожденного [0]
Беседа о добром пастыре [0]
Беседа в праздник обновления [0]
Возвращение 70 учеников [0]
Притча о милосердном самарянине [1]
Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии [0]
Притча о неотступной просьбе [0]
Обличение книжников и фарисеев [0]
Притча о безрассудном богаче [0]
Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина [0]
Притча о благоразумном домоправителе [0]
О разделении среди людей. [0]
Падение силоамской башни [0]
Притча о бесплодной смоковнице [0]
Исцеление скорченной женщины [0]
Тесный путь в Царство Небесное [0]
Угрозы Ирода [0]
Исцеление страдающего водянкой [0]
Притча о любящих первенствовать [0]
Притча о званных на вечерю [0]
Об истинных последователях Христа [0]
Притча о блудном сыне [1]
Притча о неверном домоправителе [0]
Притча о богатом и Лазаре [1]
Учение о браке и о девстве [0]
О силе веры [0]
Исцеление десяти прокаженных [0]
Второе пришествие Христово [0]
Притча о судье неправедном [0]
Притча о мытаре и фарисее [1]
Благословение детей [0]
Богатый юноша [0]
Апостолы наследуют жизнь вечную [0]
Притча о работниках, получивших ровную плату [0]
О предстоящих Христу страданиях [0]
Исцеление Иерихонских слепцов [0]
Посещение Закхея [0]
Притча о десяти талантах [0]
Воскрешение Лазаря [0]
Решение Синедриона убить Иисуса Христа [0]
Ужин в доме Лазаря [0]
Вход Господень во Иерусалим [0]
Изгнание торгующих из храма [0]
Проклятие бесплодной смоковницы [0]
Желание эллинов видеть Иисуса Христа [0]
Засохшая смоковница [0]
Беседа со старейшинами [0]
Притча о двух сыновьях [0]
Притча о злых виноградарях [0]
Притча о званных на брачный пир [1]
О дани Кесарю [0]
Посрамление Саддукеев [0]
О наибольшей заповеди [0]
Обличение книжников и фарисеев [0]
Лепта вдовицы [0]
О Втором Пришествии [0]
Притча о десяти девах [1]
О Страшном Суде [0]
Решение первосвященников убить Христа [0]
Тайная Вечеря [0]
Омовение ног [0]
Господь объявляет о предателе [0]
Установление таинства Евхаристии [0]
Спор о старшинстве [0]
Прощальная беседа [0]
Первосвященническая молитва [0]
Моление о чаше [0]
Взятие Христа под стражу [0]
Суд над Господом у первосвященников [0]
Отречение Петра [0]
Приговор Синедриона [0]
Погибель Иуды [0]
На суде у Пилата [0]
Крестный путь на Голгофу [0]
Распятие [0]
Покаяние благоразумного разбойника [0]
Богоматерь у креста [0]
Смерть Христова [0]
Погребение Господа Иисуса Христа [0]
Приход жен-мироносиц ко гробу [0]
Явление Господа Марии Магдалине [0]
Подкуп стражи гроба [0]
Явление ученикам на пути в Эммаус [0]
Явление десяти ученикам [0]
Неверие Фомы [0]
Явление при Тивериадском море [2]
Восстановление апостола Петра [0]
Явление в Галилее [0]
Вознесение Господне [0]

Главная » Статьи » Рождество Христово

Рождество Иисуса в искусстве. Раннее христианство
Рождество Иисуса было главным предметом христианского искусства с 4-го века. Художественные изображения Рождества или рождение Иисуса, основаны на рассказах из Библии, и из Евангелий от Матфея и Луки , и дальнейшего развития в письменной, устной и художественной традиции. 

Христианское искусство включает в себя очень много представлений Девы Марии и младенца Христа. Такие работы, как правило, называют "Мадонна с младенцем". Они обычно не являются отображением конкретно Рождества, но часто представляют особый аспект или атрибут Богородицы или Иисуса.  

Изображения самого Рождества, с другой стороны, специально иллюстративны, и включают в себя многие детали рассказа, они нормальная составляющая последовательности иллюстрирующие как Жизнь Христа, так и жизнь Богородицы.

Рождество было отображено и в живописных, и в скульптурных работах. Изобразительные формы включают в себя фрески, панно, иллюстрации рукописей, витражи окон и картины маслом. 

Сюжет Рождества часто используется для алтарей, при этом нередко сочетая и живописные и скульптурные элементы. 

Некоторые скульптурные изображения Рождества включают миниатюры из слоновой кости, резные каменные саркофаги, архитектурные детали, такие как капители и арки дверей, а также отдельно стоящие скульптуры.

Отдельно стоящие скульптуры Рождества часто принимают форму "Ясли" или "Presepe", которые являются сценой вертепа, и как правило, это временные инсталляции в церкви, в домах или в общественных местах. 

Масштабы фигур могут варьироваться от миниатюрных до фигур в натуральную величину. Эти сцены Рождества вероятно, происходят от существовавших ранее "живых картин", упоминавшихся еще в Древнем Риме, хотя святой Франциск Ассизский дал этой традиции наибольший импульс. 

Эта традиция продолжается и по сей день, при этом большое количество маленьких вертепов поступают в продажу, изготовленны из фарфора, гипса, пластика или картона для установки их в домах.


Раннее христианство

В первые века христианства в праздник Богоявления, празднование визита библейских волхвов , было важнее, чем Рождество.

Первая запись у нас о празднования Рождества датируется 354 годом и ранние живописные представления Рождества Иисуса приходят из саркофагов в Риме и Южной Галлии приблизительно около этой даты. [G Schiller, Iconography of Christian Art, Vol. I,1971 (English trans from German), Lund Humphries, London, pp. 58–124 & figs 140-338, ISBN 853312702

Они появились позднее первой сцены Поклонения Волхвов, которая была найдена в римских катакомбах, где первые христиане хоронили своих умерших, часто украшая стены подземных переходов и сводов картинами из Нового Завета. Многие из них предшествуют легализации христианского поклонения императором Константином в начале 4-го века.

В катакомбах св. Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. 

Рождество Христово в искусстве

Саркофаг из Милана, 4-ого столетия, содержит одно из самых ранних изображений Рождества. 

Самые ранние представления Рождества очень просты, они показывают младенца, плотно завернутого, лежащего вблизи земли в корыте или плетенной корзине. Вол и осел всегда присутствуют, даже когда Марии или любого другого человека нет. Плакетка из слоновой кости. Деталь оклада Евангелия. V-VIвв.

Хотя они и не упоминаются в Евангелиях, они считались подтверждением Писания от некоторых ветхозаветных стихов, таких, как Исаия 1,3: "Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего" и Аввакум 3,2: " посреди двух зверей: хочешь ли быть известным", и их присутствие никогда не оспаривали богословы. [G Schiller, Iconography of Christian Art, Vol. I,1971 (English trans from German), Lund Humphries, London, pp. 58–124 & figs 140-338, ISBN 853312702]

Они были расценены Августином, Амвросием и другими богословами, как символизирующие еврейских людей, отягощенных законом (бык), и языческие народы, несущих грех идолопоклонства (осел).

Рождество Христово в искусствеМария вначале отображалась, как правило, в сюжете Поклонение волхвов, но часто и вовсе отсутствовала. Только с конца 5-го столетия (после Эфесского собора), изображение Марии становится непременным в сцене Рождества, а затем, позже, и изображение Иосифа, но он так и остается более изменчивым элементом. 

 Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под  tugurium (своеобразным навесом), Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. [G Schiller, Iconography of Christian Art, Vol. I,1971 (English trans from German), Lund Humphries, London, pp. 58–124 & figs 140-338, ISBN 853312702]

По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждении того, что безболезненно родила Христа, и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях св. Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях св. Димитрий Ростовский.

Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, бывшим архиепископом Равенны в середине 6 века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к 20 главе протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.

Прямоугольный каменный одр, на котором Младенец лежит в сцене на троне Максимиана, а так же на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы, по мнению известного исследователя византийского искусства К. Вайцмана, представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий.[Weitzmann K. Loca Sancta and the Representational Arts of Palestine // Dumbarton Oaks Papers. 28. 1974. P. 31-56.] Изображение Христа на алтаре связано с темой Евхаристии и может трактоваться как прообраз получившей распространение в византийском искусстве иконографической схемы мелисмос, в которой Младенец изображается на престоле как евхаристическая жертва. 

Категория: Рождество Христово | Добавил: Tatyana_Art (25.08.2013)
Просмотров: 1919 | Теги: христианство, раннее, Рождество, Иисуса, искусстве | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz