0
На первый взгляд кажется что это простой эпизод "Поклонение пастухов". Две тайны окружают эту живопись. Во-первых — единственная работа, подписанная и датированная автором. С другой стороны — это самое странное Рождество, которое можно вообразить. Середина картины занята пещерой с входом в виде арки. У входа, под крышей из соломы, Мария с Младенцем и Иосиф. Есть колыбель и рядом осёл и вол, но нет пастухов и волхвов, которые обычно присутствуют. Ангелы - всюду, на крыше, в небе, на земле и какие-то неизвестные люди
Нет никаких документальных свидетельств того, чтобы доказать или опровергнуть был ли Боттичелли одним из последователей Савонаролы. Но некоторые темы в своих более поздних работах - таких как и это Мистическое Рождество - это, конечно, написаны под влиянием проповедей Савонаролы.
Было высказано предположение, что эта картина, единственная сохранившаяся работа подписанная Боттичелли, была написана для его собственного личного посвящения, или для кого-то рядом с ним. Она, конечно, нетрадиционной иконографии Рождества, и не просто представляют собой традиционные события рождения Иисуса и поклонение пастухов и волхвов или мудрецов. Скорее, это видение этих событий вдохновленные пророчествами в Откровении святого Иоанна Богослова.
Боттичелли подчеркнул не-реализм изображений, включив латинские и греческие тексты, а также путем принятия конвенций средневекового искусства, такие, как различия в масштабе, для символических целей. Дева Мария, обожающая гигантского младенца Иисуса, настолько велика, что она стоя не могла бы поместиться под соломенной крышей. Они, конечно, самое святое и самое важное лицо в живописи.
Круг из двенадцати ангелов соответствует двенадцати часам дня и в двенадцати месяцам года, ангелы, представляющие веру, надежду и милосердие в белых, красных и зеленых одеждах — это было названо Савонаролой. Ангелы, те же , в зеленом, красном и белом, которые прибыли, чтобы спасти людей, и изгнанный демон (слева, внизу) — снова от Савонаролы.
Мария пристально смотрит на ребёнка. Её фигура не только главная на картине, но голова её находится точно в центре. Выше—голубое небо, где в золотой сфере танцуют ангелы с коронами и оливковыми ветками(символ мира) в руках. Они славят Марию и ребёнка. Ниже ангелы, радуясь, обнимаются со смертными. У людей в руках тоже оливковые ветки.
Ключ к пониманию этой картины может быть найден в греческой надписи у верхнего её края: " Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500, в момент неприятностей в Италии, после завершения одиннадцатой из Иоанна, во втором горе, когда дьявол был выпущен на три с половиной года. Впоследствии он должен быть прикован, согласно двенадцатой и мы видим это на картине" ( вольный перевод с английского)
Картина выражает идею о наступлении мирного времени, которое следует за горем, описанным в "Откровении Иоанна " гл.11(Библия, Новый Завет). Боттичели видел себя в период второго горя (гл11), когда Храм оставлен Язычнику на 42 месяца(3.5лет) и символизирует Марию, как Церковь, которая тоже занимает центральное место. С рождением Избавителя, наступит мир, как выражают оливковые ветки, а дьявол(внизу слева)- повержен.
|